Было первое занятие с учеником. Мальчик-шестиклассник, в заявке родители указали, что его необходимо научить писать сочинения. Я искренне удивилась, что для такой, не самой значительной цели, родители ищут репетитора. Подтвердила согласие, пришла. Меня встретил огромный кот-шотландец, робкий папа, суровая мама и худенький ребенок. Знаете, накануне я переживала - вдруг у меня внешность недостаточно солидная? вдруг мама устроит мне проверку или будет все время вмешиваться в занятия? вдруг мальчик окажется тупым и наглым мордоворотом? Страхи рассеялись в первые 5 минут: ученик, назовем его И., тихо поздоровался и сразу повел меня в свою комнату, вслед за нами, скрестив руки на груди прошла мама. Чувствовалась, что она не оценивает ни мое излишне юное лицо, ни потертые джинсы... она в принципе человека во мне не видит, ей был нужен специалист - ей прислали специалиста. Все. Никаких вопросов и сомнений, даже диплом не потребовала.
В разговоре выяснилось, что мальчик учится в какой-то центральной школе, у него по 7-8 уроков в день (пятидневка), немецкий, на столе я заметила самоучитель по работе с компьютером, гитару у окна, сочинения классиков (Пушкин, Уайльд, Рильке, Петрарка...), спортивный уголок на пол комнаты... и посреди всего этого великолепия - сонный, невеселый ребенок. Мама рассказала, что у него все хорошо с языками, поэтому они готовят его к карьере дипломата, а недавно выяснилось, что будущий дипломат не умеет излагать свои мысли, ни устно ни письменно. Я уже настроилась на неспешную беседу, дабы понять, насколько все плохо, как вдруг И. сообщает, что ему надо сочинение написать. "Да-да", - вспоминает мама, - "по Пришвину, по "Кладовой солнца". Пришвин, знаете, совсем не мой писатель, так что, вы тут с ним разберите... а то сочинение в четверг сдать надо было..." - "Конечно", - говорю я, лихорадочно вспоминая, о чем вообще писал Пришвин. Ну а после, погрозив отпрыску кулаком, мама ушла нянчить младшего сына. Мы выяснили, о чем, все-таки, рассказ, нашли подходящие цитаты, обсудили структуру сочинения, выделили олицетворения и метафоры. В конце занятия мальчик уже чуть ли не под стол сползал от усталости. Уж не знаю, что можно в таком состоянии изложить, но надеюсь на лучшее, тем более, что мы разжевали все возможное и невозможное.
А вообще, осознала три вещи: во-первых, все не так страшно, как кажется, меня уже воспринимают, как учителя, и все идет по вполне накатанной дорожке, во-вторых, мне реально дико не хватает педагогических знаний, мне, блин, проще само анализировать, чем научить, ибо я понятия не имею, как учить...приходится перерывать весь Интернет в поисках методичек, и, наконец, в-третьих - педагогика вряд ли станет делом моей жизни... мне любопытно, я хорошо отношусь к детям, но острого удовлетворения от самого процесса не испытываю. Может, придет потом, вместе с первыми результатами...